You are here: Главная Новости Новости «Акватекс»  ​как зеркало российского водолазного бизнеса в постсоветский период

«Акватекс»  ​как зеркало российского водолазного бизнеса в постсоветский период

E-mail Печать PDF

36-logo-AQUATEX-25



Время когда менялось все

-_
В 1991 году произошло много важных и переломных событий в стране и мире. Этот год стал годом распада Советского Союза и создания на его территории 15 новых независимых государств.

В России прошли первые выборы Президента, на которых победил Борис Ельцин, а в Москве и Ленинграде впервые выбрали мэрами Гавриила Попова и Анатолия Собчака.

На Женевском автосалоне был представлен новый Mercedes-Benz S-класса, а в Лос-Анджелесе состоялась 64-я церемония вручения кинопремии Оскар. Лучшим фильмом стал триллер «Молчание ягнят».

В области новых технологий 1991 год стал годом появления всемирной паутины, первого в мире веб-сайта и операционной системы LINUX.

А Петроградский районный Совет народных депутатов города Ленинграда 13 июня 1991 года зарегистрировал новое предприятие, специализирующееся на поставках подводного снаряжения. Именно с этого дня начала отсчет своей истории компания «Акватекс», старейшее предприятие по продаже подвод­ного снаряжения в России.

История «Акватекс» — ​это, по сути, летопись развития водолазного бизнеса в современной России. Начав свою деятельность с оснащения профессиональным подводным снаряжением коммерческих и государственных предприятий и спасательных служб, буквально через несколько лет компания стала создавать новый рынок — ​товаров и услуг для подводной охоты и любительского дайвинга.

В гуще интересных событий время пролетело очень быстро и пришло время оглянуться назад и подвести некоторые итоги.

Создание собственного бренда

Мысли о необходимости выпуска собственной линейки снаряжения окончательно оформились в готовую идею в 2011 году — ​в год двадцатилетия компании. Для рынков России и других северных стран нужна от- дельная коллекция снаря- жения, более подходящая для местных условий охоты. Сказано — ​сделано! Уже через год полная коллекция нового бренда была представлена публике и пришлась ей по вкусу.

В этом году бренду SCORPENA исполняется 5 лет. За этот небольшой срок новая марка стала полноценным игроком на российском рынке снаряжения для подводной охоты. Впереди — ​освоение новых рынков, мирового в том числе!

35-__.__2016

Случайное — ​неслучайно?

Рассказывает Олег Чебыкин:

«В жизни всегда бывает много случайностей, которые со временем начинают казаться совсем не случайными. Я служил в военно-морском флоте и по своему образованию должен был заниматься кораблестроением или судоремонтом, но случайно попал в поисково-спасательную службу, где мне было поручено командовать водолазами. Потом меня перевели в Ленинградский кораблестроительный институт, где я 11 лет отвечал за подготовку инженеров для поисково-спасательной службы ВМФ, а студенты мои по базовому образованию были программистами и прикладными математиками [1]. В это время в России только появлялись первые персо- нальные компьютеры и такие специалисты были на вес золота.
Олег Чебыкин  на практике со студентами в Лиепае. 1987 г. 

Потом, также вполне случайно, в Москве я разговорился с одним из сотрудников центрального флотского аппарата, который предложил мне заняться научным обеспечением автоматизации деятельности поисково-спасательной службы ВМФ. Одной из частей этой работы была автоматизация работы группы снабжения поисково-спасательной службы, тут мне пришлось вникать в тонкости производства, узнавать, что и где производится и по каким ценам. В это время более 30 заводов на территории бывшего СССР поставляли те или иные комплектующие для водолазных работ.

Однако вскоре централизованная система снабжения рухнула вместе с государством, и выяснилось, что существует масса организаций в России и не только в ней, нуждающихся в водолазном снаряжении, но они понятия не имеют, где искать необходимые компоненты. Кроме того, выяснилось, что к отечественному оборудованию проявляют интерес и иностранные компании.

Тогда и появилась идея создать фирму, которая могла бы заказывать у производителей все необходимые элементы водолазного снаряжения и оборудования, а затем поставлять заказчикам уже готовые комплекты для выполнения тех или иных подводных работ [2].
-_1993_-_

Это были странные времена: в стране была гиперинфляция, а у многих това- ров вообще не было никакой рыночной стоимости. Например, большая двух- отсечная барокамера у производителя могла стоить 300 долларов, а акваланг в полном комплекте — 36, и заводы не знали как и кому все это продать. Раньше ведь все покупало государство!

А самые первые деньги были заработаны на продаже советского водолазного оборудования во Францию. Сначала я думал даже, что медные шлема, например, заказывают на переплавку, но со временем начали приходить заказы на запчасти, значит оборудование использовалось. Большой популярностью пользовались наши барокамеры, помпы, шланги, водолазные рубахи, галоши, ножи. «Акватекс» поставлял российское снаряжение в 16 стран мира, а одним из первых моих клиентов был Дэниэль Мерсье — ​президент Антибского фестиваля изображения подводного мира, который купил у меня в 1994 году партию шлемов по 300 долларов, а затем пригласил меня как первого российского «водолазного» бизнесмена на фестиваль во Францию [3, 4].
4-_______1994 5-

Каково же было мое удивление, когда в Антибе я увидел почем он эти шлема продавал гостям фестиваля — ​по 2000 долларов (для справки — ​я их купил на заводе-производителе по 10!). Золотые были времена в начале девяностых… Жаль, что быстро кончились!

К 1995 году сложилась парадоксальная ситуация: мы уже заработали себе определенную репутацию на рынке, заказы продолжали поступать, а отечественное производство практически остановилось.

Причина? Главный заказчик — ​государство — перестало заказывать что-либо по причине отсутствия денег. При этом цены на электроэнергию, сырье и прочие составляющие непрерывно росли, а производительность труда и технологии оставались советскими. Все это привело к тому, что к 1995 году отечественные комплекты стали дороже импортных, а по качеству их было даже трудно сравнивать. Тогда мы стали изучать западный рынок. Это было непросто — ​профессиональные водолазы очень консервативный народ, менять снаряжение не любят. Тем не менее импортное снаряжение прижилось довольно быстро и на него появился устойчивый спрос.

Примерно в это же время, а точнее с 1993 года, начал формироваться спортивный рынок подводного снаряжения, и мы стали завозить в Россию снаряжение для подводного плавания для любителей дайвинга и подводных охотников.»


Летопись событий

Первыми зарубежными поставщиками «Акватекса» стали компании POSEIDON (Швеция) в 1993 году и BEUCHAT (Франция) в 1994 году.

В 1996 году к коллекции продукции добавляется снаряжение таких известных производителей как SUUNTO (Финляндия), ZEAGLE (США) и CRESSI (Италия).

В 2001 году совместно с Андреем Макаревичем был открыт первый в России специализированный магазин подвод­ного снаряжения «Батискаф» в Москве [5].

В это же время «Акватекс» расширяет свое влияние на постсоветском пространстве, открывая филиалы в Украине в 2001 году и в Латвии в 2002 [6].

В 2003 году «Акватекс» выступает соучредителем первого специализированного фестиваля «Дайвинг» в Москве и несколько лет активно участвует в его организации.

В 2004 году в морской столице России открывается самый большой магазин подводного снаряжения в стране — ​Батискаф–Санкт-Петербург [7, 8].
13   37-____-_______._2004_ 

Еще через год, в 2005, «Батискаф» открывается в Киеве и Самаре, в 2006 — ​в Риге.

В 2004 и 2005 годах компании «Акватекс» и «Батискаф» впервые в истории новой России выступили спонсорами национальной сборной по подводной охоте для участия в чемпионатах Мира в Чили и Европы во Франции.

В 2008 году совместно с командой издательства «Фишпресс» был организован первый подводный фестиваль BEUCHAT FEST в Псковской области, который быстро стал самым массовым open-air мероприятием в подводной жизни России. Ежегодно в фестивале принимают участие около тысячи человек из многих городов России, Украины, Белоруссии и Прибалтики [9, 10].
20   21 

В 2011 году принято решение о создании своего собственного подводно-охотничьего бренда SCORPENA.

В 2013 году российский бренд SCORPENA впервые в истории стал генеральным партнером XXIX Евро-Африканского Чемпионата по подводной охоте в Хельсинки, Финляндия [11, 12].
25   22 

В 2014 стартовал проект «SCORPENA рулит!», в рамках которого команда энтузиастов подводного спорта путешествует по России и близлежащим странам, чтобы познакомиться с подводными охотниками в разных регионах и разузнать о том, чем примечательна охота в этих местах [13].
23 

Маршрут автопробега каждый год составляет более 7000 км по самым различным регионам страны.

12 мая 2016 года очередная экспедиция отправляется к побережью Черного моря — ​SCORPENA рулит в Сочи!

Наши дни

Спустя 25 лет с самого первого шага в манящую неизвестность российского постперестроечного бизнеса многое в стране изменилось. Но сейчас снова наступило время перемен.

Разница в том, что за это время «Акватекс» из офиса в «коммуналке» вырос в успешно работающее оптовое предприятие, существующее на рынках России и других сопредельных государств во имя развития дайвинга и подводной охоты. Крепкая команда «Акватекс» наполовину состоит из людей, стоявших у истоков развития компании — средний стаж работы сотрудника в компании более 10 лет [14].
33   34 

С таким экипажем не страшно встретить очередной рубеж, перевалить за него и отправиться дальше — ​к новым вершинам.

В момент юбилея «Акватекс» отчасти возвращается к истокам своей деятельности и придает все большее значение развитию коллекции снаряжения собственного, российского, бренда. Начался новый виток истории…

   28   26   27   29   30   31

Дайвингу учиться — всегда пригодится

Поскольку импортное снаряжение было совершенно новым для россиян, пришлось заняться просветительской деятельностью. В·1996·году «АКВАТЕКС» выпускает первую в·России книгу о·современном подводном снаряжении, выдержавшую впоследствии три переиздания, авторами которой стали сотрудники компании.

Позже, в·2003-м, при содействии «АКВАТЕКС», была издана книга «Что такое дайвинг» за авторством звездного дуэта Юрия Бельского и·Андрея Макаревича.

А когда подводная охота приобрела массовость и·даже потеснила дайвинг в·России, была издана серия книг «Секреты подводной охоты». Сперва своими секретами поделился трехкратный чемпион мира по подводной охоте Педро Карбонелл, а·двумя годами позже раскрыл тонкости пресноводной охоты многократный чемпион России Владимир Докучаев.

До наступления эры интернета для информирования общественности о·новинках снаряжения и·событиях в·подводном мире с·2005 по 2009·год издавался журнал «Батискаф».

batiskaf

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи


Защитный код
Обновить