You are here: Путь подвоха Байки Особенности интеллекта у рыб

Особенности интеллекта у рыб

E-mail Печать PDF
В прошлом номере мы начали с вами эту животрепещущую тему: «Кто умнее — рыбы или подвохи». Обсудили мы и обучаемость, и возможности памяти, и про дрессировку поговорили, и про способность различать тончайшие музыкальные и художественные нюансы. То есть пришли к однозначному выводу: рыбы более совершенны как с интеллектуальной, так и с нравственной точек зрения, ведь им не бывает стыдно за свое поведение, у них нет обглоданных рыбьих скелетиков в шкафах, их не мучает по ночам страх или совесть.
Сегодня мы продолжим этот разговор и обсудим роль личности в жизни рыбы. Или назовем это скромнее: индивидуальные особенности поведения разных видов рыб. А также, как и обещали, расскажем, как природа и человечество помогают рыбе обучаться и вырабатывать свои условные безусловные рефлексы. С чего и начнем, ибо это более просто и понятно, нежели роль личности в жизни рыбы.



ihtiolog

Начнем с выработки рефлексов в природно-человеческих условиях и расскажем, как это происходит, на наглядном примере. Все мы хорошо знаем, что каждый год миллионы и даже, не побоимся этого слова, миллиарды мальков, выведенных на рыбоводных станциях, выпускаются в озера, реки и моря. Но только небольшая часть их выживает до промыслового возраста. Выращенные в искусственных условиях, они нередко оказываются плохо приспособленными к жизни на воле. В частности, мальки, не имевшие жизненного опыта образования защитных реакций, легко становятся добычей хищных рыб, от которых они и не пытаются спасаться. Для того чтобы повысить выживаемость мальков, выпускаемых рыбоводными станциями, были предприняты опыты по искусственной выработке у них защитных условных рефлексов на приближение хищных рыб.

В предварительных пробах изучали свойства образования таких рефлексов на зрительные, слуховые и вибрационные сигналы. Если среди мальков плотвы поместить металлические блестящие пластинки, имеющие форму тела хищника-щуренка, и пропускать через эти пластинки ток, то мальки начинают избегать этих фигур даже в отсутствие тока. Рефлекс вырабатывается очень быстро.

Мы, как родители, хорошо понимаем: чтобы наши дети выросли умными, сообразительными, с хорошей памятью и быстрой реакцией подводными охотниками, ну, на крайний случай хорошими специалистами в своей области, они в нежном возрасте должны постоянно тренировать и мучить свой мозг разными развивающими играми и занятиями. Что они и делают, а потом это все затирается и заглаживается в школах. Как выяснилось, такого рода тренировки очень полезны не только детям, но и рыбам.

Так, зоологи из Бергенского университета (Норвегия) обнаружили, что если молодь семги растить в сложной окружающей среде, мозг у взрослых рыб окажется больше, а память — лучше. Вывод был такой: чтобы взрастить умного и сообразительного лосося, он должен взрастать исключительно в рельефном окружении. А лосось, живущий в гладких стенках аквариума, оказался невнятным, медлительным и малосообразительным.

Эксперимент выглядел так: молодых рыб воспитывали в разных аквариумах — одни росли в простой емкости с водой, другим обустраивали в ней сложный рельеф из подводных камней и пенопластовых островов. Умственные способности тех и других определяли по тому, как скоро рыбы могли найти выход из лабиринта и как хорошо запоминали, куда надо плыть. Те из рыб, которых растили в окружении сложного рельефа, были более сообразительными и памятливыми на детали ландшафта и имели большой мозг, в котором активнее работали участки, отвечающие за пространственную память. Причем чем дольше рыбы жили в сложном окружении, тем лучше были их результаты. Практические выводы для подводного охотника из этой интересной информации следующие: если вы охотитесь в водоеме со сложным рельефом, приготовьтесь встретиться со сложным и умным противником. Если водоем пуст и гладок, вам будет проще — рыба там незамысловатая и бесхитростная.


Подробнее в №2 МПО

 
магазин военной формы

У вас нет прав для добавления комментариев.
Вы можете зарегистрироваться.